Денис Кокарев: «Не каждый станет успешным хоккеистом, но важно, чтобы они были хорошими людьми»

Сегодня мы пообщались с ярким представителем российской хоккейной школы и настоящей легендой хоккейного клуба «Динамо». В своей впечатляющей карьере, охватившей двадцать сезонов, он стал чемпионом мира в 2012 году, забив свой первый гол на турнире в матче против сборной Финляндии, а также двукратным обладателем Кубка Гагарина в составе московского «Динамо». В интервью обсудим его путь в хоккее, опыт работы с молодыми игроками и роль родителей в развитии спортсменов

— Денис Сергеевич, Ваша игровая карьера длилась на протяжении двадцати сезонов. Расскажите с чего Вы начинали путь и как он строился.

— Я начинал в тверском СДЮШОРе в 7 лет. В профессиональную команду ТХК «Тверь» попал в 18 лет, где отыграл год. Затем меня пригласили в ХК «МВД», когда мне было 19 лет. Мы также провели год в высшей лиге, и на следующий сезон команда вышла в суперлигу. Позже мы переехали в Москву, и я продолжил карьеру в «Динамо» Москва. Это были самые удачные годы, когда мы выиграли два Кубка Гагарина в сезоне 2011/2012 и 2012/2013. В тот же сезон вместе со сборной России выиграли Чемпионат мира. Позже я выступал за «Салават Юлаев», «Металлург», «Витязь» и «Спартак». После этого уже завершил свою игровую карьеру.

— Вы стали обладателем Кубка Гагарина, когда генеральным менеджером ХК «Динамо» был Андрей Николаевич Сафронов, который в настоящий момент является директором школы им. А.И.Чернышева. Поделитесь Вашим опытом совместной работы.

— Про Андрея Николаевича я могу сказать только самые хорошие и тёплые слова. Когда я начал свое становление в команде ХК «МВД», Андрей Николаевич там был, и мы вместе работали около десяти лет. Он внёс очень большой вклад в строительство команды. Я думаю, это плюс для нас, что он сейчас работает здесь. Вижу в этом только положительные моменты.

— В настоящий момент Вы работаете помощником главного тренера в команде «Динамо» 2010 году. Есть ли амбиции занять должность главного?

— Сейчас я работаю с Георгием Александровичем Катиным. У него большой тренерский опыт, и мы с ним придерживаемся схожих взглядов на хоккей. Я многому учусь, несмотря на то, что он младше меня. Пока я не заглядываю слишком далеко вперед. Мне важно пройти все этапы с самого низа, набраться опыта, чтобы в дальнейшем совершать меньше ошибок. Конечно, у меня есть амбиции, как и у любого спортсмена — стремление расти и двигаться вверх, но в данный момент я не думаю о переходе во взрослый хоккей.

В своих интервью Вы говорили, что «Динамо» родной дом. Стало ли это причиной в выборе места, где начнется тренерскую карьеру?

— Я свой здесь, потому что играл долго за «Динамо». Повторюсь, это были самые удачные годы в карьере, поэтому ко мне здесь очень хорошее отношение. Как только я закончил играть, то сразу пошёл сюда.

— Вы завершили свою карьеру лишь в 2023 году и с начала сезона начали работать на должности тренера. Насколько недавний игровой опыт помогает?

— Когда ты находишься в шкуре игрока, ты не обращаешь внимания на определённые моменты. И только став тренером, я начал понимать какой это непростой труд, и многие вещи пересмотрел. Например, почему именно в тот момент тренер делал так, а не иначе. Это совершенно разные вещи — игрок и тренер.

— Расскажите про отличия тренерской карьеры и игровой?

— В амплуа тренера испытываешь гораздо больше переживаний, так как у тебя нет возможности выйти на лед и сыграть за команду. Как игрок, ты можешь сбрасывать адреналин и эмоции через физическую активность, и становится проще, хотя нервное напряжение все равно присутствует. Однако, когда ты стоишь за спинами игроков, ощущения совершенно иные. В прошлом году, работая с детьми 2014 года рождения, я переживал на матчах очень сильно. Это нормально — любой тренер испытывает волнение.

— Чем отличается нынешнее молодое поколение хоккеистов от тех времен,  когда Вы начинали играть? Приходится ли сегодня заставлять молодёжь? 

— Если честно, то изначально у меня были сомнения, стоит ли работать с детьми. Я думал, как организовать тренировочный процесс. Конечно, сегодня акцент на технике у детей стоит больше, а взрослые игроки, вероятно, работают больше над тактикой. Ребят нужно ещё многому учить: правильное катание, работа с клюшкой. Очень важно прививать им профессионализм, объяснять, что нет мелочей, что важно правильно питаться и готовиться. Есть много общего в тренировках, но также и различий, так как акцент на технической базе остаётся основным. С точки зрения физиологии и эмоций все должно быть сбалансировано. Я сам тренировался гораздо меньше, чем дети сейчас. Мой отец был вовлечён в спорт и помог мне заложить хорошую основу, но наши тренировки были короткими и эффективными. Сейчас мне жалко детей, из них выжимают все соки родители, и я считаю это неправильно. Вроде бы стало больше возможностей, но на выходе не всегда это оправдано.

— Чем отличается тренировочный процесс в детском и во взрослом хоккее?

— Время изменилось, и дети стали другими. Это нужно понимать. Раньше тренировки были более жесткими. Я сам вырос в простой семье, как и многие другие, добивался всего сам. Отец грамотно меня тренировал, а мама поддерживала, но особых возможностей не было. Сейчас, когда я вижу, как многие мальчишки отсекаются из-за дороговизны вида спорта, это меня трогает. Поэтому важно искать положительные моменты и просто общаться с детьми. Самое главное, они должны быть людьми, а хоккеистами уже во вторую очередь. Не каждый станет успешным хоккеистом, но важно, чтобы они были хорошими людьми.

— Что помогло вам в хоккее?

— Я всегда любил спорт и хоккей, с детства был разносторонне развитым. Параллельно занимался футболом. Отец заложил мне такую базу, что я мог хорошо играть в любой вид спорта; у меня не было ограничений. Он разрабатывал программы тренировок. Это оказало значительное влияние на мои успехи. Хотя отец иногда был строг и мог чрезмерно давить, я сейчас ему только благодарен за это. Его подход действительно сыграл свою роль в моём развитии как спортсмена. Отец разбирается в спорте и подготовке, он дал мне очень многое и до сих пор поддерживает. Я часто с ним советуюсь, и он ездит на игры. Когда мы проводили летние сборы с командой, он участвовал вместе со мной, советовал. Его поддержка действительно важна для меня.

Какие качества нужно воспитывать в хоккеистах для достижения высот?

— Я считаю, что главное — это любовь к спорту. Ребёнок должен действительно фанатеть от хоккея. Если есть эта страсть, ей нужно прививать трудолюбие и терпение. Очень много талантливых ребят теряются, в то время как другие, медленно, но верно, благодаря терпению и работоспособности, добиваются успеха. Работоспособность и трудолюбие — это самое главное.  Также важно делиться своим опытом, начиная с правильного поведения в команде. Ребята должны понимать, что их ждёт, когда они будут переходить на новый уровень, как, например, из молодёжки в мужской хоккей. Дисциплина — это первостепенно и помогает в дальнейшем развитии хоккеистов.

— Вы были крайне эмоциональным игроком на льду. В роли тренера Вы такой же?

— Да, я такой же. Зачастую через опыт бывают моменты, когда я действую не очень хорошо. Но я стараюсь отходить от ситуации, обдумывать её. Если я был неправ, я всегда извиняюсь. Эмоции — это часть процесса, и я учусь на своих ошибках. Большим плюсом является то, что я могу показать ребятам, как действовать в определённых ситуациях, делая это наглядно. Слова — это хорошо, но наглядный пример всегда эффективнее. У меня есть нюансы, которые я в силу своего опыта прошёл сам, и стараюсь использовать их, чтобы помочь ребятам в их развитии.

— Как вы оцениваете отношение родителей к тренировочному процессу своих детей?

— Родители бывают разные. Некоторые подходят, общаются и спрашивают советы, и тогда у нас с ними устанавливается общий язык. В таких случаях я могу более точно подсказать, над чем стоит поработать ребёнку. Но есть и те, кто, пообщавшись с тренером, всё равно продолжает действовать по-своему. Особенно удивляет, когда родители, никогда не занимающиеся спортом, начинают давать советы. Основной посыл для родителей — это взаимное уважение между ними и тренером. Если это уважение присутствует, у всех всё получится. Тренеру будет легче работать, а дети от этого только выиграют. Сейчас время непростое; важно, чтобы люди были добрее и больше думали о других, а не только о себе. Если есть возможность помочь, нужно это делать, и начинать с собственного примера.

— Что можете посоветовать родителям, для наилучшего результата их детей? Что делать, что НЕ стоит делать, на что акцентировать свое внимание? (Что могут сделать родители для развития своих детей в хоккее?

— Хороший вопрос. Я бы посоветовал родителям меньше вмешиваться и больше уважать труд тренера. Их ребёнок для них — самое главное, это понятно, родители вкладывают в детей свои силы и эмоции, а это сложно. Именно поэтому я своего сына не отдал в хоккей. Но вместе с тем, родители должны уважать тренера. Хорошо, когда родители доверяют тренеру, общаются с ним уважительно и помогают воспитывать детей правильно. Хоккей — это командный вид спорта, требующий дисциплины. Выигрывает всегда команда. Часто в общении с родителями они соглашаются, но всё равно делают по-своему. Я их понимаю, всем хочется, чтобы их ребёнок добивался успехов. Важно общаться с ними на профессиональном языке. Если они что-то не поняли, надо объяснять несколько раз. Для меня неприемлемо, когда родители вмешиваются в работу тренера, но сейчас я стараюсь к этому относиться спокойнее.