Константин Лобанов: «Есть понимание того, куда мы движемся»

Тренер следж-хоккейной команды «Динамо» рассказал о начале своего пути, особенностях работы и целях

— Константин, немного о себе. Как вы попали в свое время в следж-хоккей и почему именно он вас увлек?
— В 17 лет я попал в аварию, после которой, в связи с полученной травмой, мне ампутировали ногу, и уже в 18 лет познакомился с футболом ампутантов. В то время я загорелся этим видом спорта, достиг там определенных высот — в сборной играл долгое время. Мы становились неоднократными чемпионами мира, выигрывали много международных и внутренних соревнований. В 2009 году, заканчивая карьеру в футболе, думал, чем мне заниматься дальше. И судьба так повернулась, что я познакомился с Сергеем Александровичем Самойловым, который рассказал о таком виде спорта, как следж-хоккей. Конечно, мне стало это интересно. В первую очередь, потому что это паралимпийский вид спорта, во-вторых, это тоже командная игра, но только на льду. Поступило предложение вступить в новую команду, которая только образовывалась.

— С какими первыми трудностями столкнулись, когда начинали?
— Я знал правила, хоккей я люблю, мне нравится этот вид спорта, но когда выходишь сам на лед, садишься в эти санки, берешь клюшки, на которых еще не было шипов, а было подобие вкрученых болтов, которыми и приходилось отталкиваться ото льда, не было понятно, как это все делать. Не было никакой теории, все придумывали на ходу, и реально не было просто понимания, как правильно двигаться, как поворачивать, как тормозить. Все это постигалось методом проб и ошибок. Потом появились первые видео, но это было уже после первого чемпионата. Затем позвали в сборную, где мы неплохо себя показали. Мы поехали в Эстонию на, можно сказать, мастер-класс к ребятам, которые давно этим видом спорта занимаются. Они показали нам, как правильно бросать, как делать передачи, как можно кататься на санях, какие маневры делать и как тормозить. Мы узнали специфику физической подготовки, какие бывают специальные упражнения для этого. Потихоньку так и стал развиваться следж-хоккей у нас. С одной стороны, это было трудно, с другой — интересно.

— Какими целями загорелись тогда?
— Конечно, первая цель была — попасть в сборную России. Становиться сильнее и быть полезным команде, добиваться больших результатов на международной арене, на чемпионатах мира, Европы и, конечно же, на паралимпийских играх.

— А когда появилось желание начать тренировать?
— Первые годы иногда появлялось это желание. Я поступал в Волгоградскую Академию, отучился там год и бросил. Это было во времена, когда я еще занимался футболом. Затем дважды поступал в МГАФК — тоже не получилось зацепиться за образование. Когда уже пришел в следж-хоккей, что-то опять подтолкнуло меня вернуться к этой теме. Я вновь поступил в МГАФК на факультет адаптивного спорта. Сначала отучился на бакалавра, затем продолжил в магистратуре на «Подготовке спортивного резерва». Я сам долгое время занимался адаптивным спортом и многие моменты понимал. Не в обиду здоровым людям, но я могу больше и понятнее предоставить информацию по своей теме с точки зрения физиологии и физических аспектов, но еще больше — с точки зрения психологии.

— Каким был ваш путь на тренерскую должность в детской следж-хоккейной команде «Динамо»?
— Ближе к концу 2014 года появилась информация о том, что существуют некие детские курсы, тренировки. Я немного был знаком с этой темой.
Толчком к моей тренерской деятельности стал переход моего знакомого следж-хоккеиста на тренерскую должность. Я приехал к нему на тренировку и мне очень понравилось то, насколько были заряжены дети, как им это все было интересно. Это очень сильно тронуло. Спустя непродолжительное время состоялось мое знакомство с нынешним руководителем следж-хоккейной команды «Динамо» Алексеем Гниленковым. Я сам по приглашению Алексея Ивановича бывал на тренировках, но чем дольше я посещал ребят, тем сильнее укреплялась наша дружба с командой и с Алексеем.  Это и повлекло за собой процесс перехода на тренерскую должность. Следующей вехой стало вхождение следж-хоккея под крыло Академии «Динамо», и я очень рад этому. Большая работа, проделанная Алексеем Ивановичем, не остается незамеченной. Я, на самом деле, очень рад, что на свете есть такие люди.

— Какие главные сложности в вашей работе?
— Сложностей особо нет, есть вопросы специфики нашей деятельности. У нас нет отбора в таком виде, как он существует в обычных хоккейных школах. У нас есть набор ребят, требующих адаптации. Есть дети, которые по своей физиологии могут попасть дальше в юношеский хоккей, затем во взрослый. Конечно, мы принимаем практически всех способных к физической работе. Есть понимание того, что мы делаем, куда движемся и чему мы учим. Одна из основных сложностей — объяснить ребенку, как правильно двигаться. Что нужно делать на льду — вторично.

— Тренерская работа сопряжена с психологией и педагогикой. Как у вас сейчас обстоят дела с этим направлением?
— Конечно, все это вместе присутствует в работе. Читаем лекции, договариваемся с преподавателями ВУЗов из числа тех, кто находится в этой сфере деятельности. Часто общаемся с тренерами других команд, обмениваемся опытом. Конечно, существует индивидуальный подход к каждому игроку, отталкиваясь от их физических качеств. Нужно учитывать в работе и эмоциональное, и психологические состояние, мы это прорабатываем и доводим до совершенства. Еще важным моментом мог бы назвать работу с родителями, потому что для них часто это тоже огромная травма. Она очень сильно связана с болью и переживаниями как собственными, так и за ребенка. Объясняем, кто такие спортсмены, кто такие родители спортсмена, какие у кого роли, как устроен этот мир. Бывают разные случаи, бывают обиды и недопонимания — приходится искать точки соприкосновения для дальнейшего развития ребенка.

— Какие значимые достижения, связанные с командой «Динамо», греют вам душу?
— То, что ребята выходят на лед, приходят на тренировки, что растет их мастерство, происходит понимание и взросление — один из моментов, когда ты осознаешь, что каким-то образом причастен, полезен людям.

— Как обстоят дела с набором в команду, много желающих?
— Вид спорта специфический, есть определенные требования. Тут нужно смотреть, кто подходит, а кто — нет. Пока еще и информации по виду спорта не так много. Хотя мы стараемся использовать свои источники и в интернете, и через знакомых. Так и приходят к нам люди, приводят к нам детей.
Есть и детская следж-хоккейная лига, которая также занимается популяризацией этого вида спорта. Ежегодно к нам приходят ребята, так что есть новый приток. Мы всем рады, принимаем, развиваем, дарим детям свободу передвижения в том смысле, что, если ребенок имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но у него все нормально с верхней частью тела, то, садясь на сани, у него появляются новые возможности. Это очень интересный процесс.

— Хоккей — тяжелый вид спорта, следж-хоккей, кажется, еще тяжелее, как дети переносят нагрузки?
— Как и любой вид спорта, следж-хоккей по нагрузке не отличается. Подходим к подготовке детей как с физической, так и с психологической точки зрения. Конечно, присутствует и ОФП и СФП, как и в обычных секциях хоккея. Начинаем с обучения передвижению на санях, затем уже владению клюшками, не даем запредельных нагрузок. К нам на тренировки приезжают медики, которые проводят определенные тесты, следят за тем, как ведет себя организм ребенка во время тренировки, как он откликается на наши нагрузочные программы. Всегда тренируемся с целью правильного развития.

— За свою спортивную карьеру вы успели достичь многих высот, какие сейчас перед вами цели, задачи, мечты?
— Поставил бы себе цель выйти на лед с ребятами как полевой игрок, но сейчас нужно закрывать вопросы вратарской линии, хотя, конечно, как мне казалось, я распрощался с этой позицией, но цели команды важнее. Также хотелось бы попробовать себя не только в роли тренера детской следж-команды, но и взрослой, возможно, даже в сборной России, но как сложится, я пока не знаю.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным в следж-хоккее?
— Нужно много качеств: терпение, надежность, дисциплина, целеустремленность, четкое понимание целей и доверие команде и тренеру. Нужно ответить себе, зачем тебе заниматься следж-хоккеем — тогда и появятся все перечисленные выше качества. Еще бы отметил открытость, только обладая ей можно находиться в коллективе.

Партнеры и спонсоры школы