Антон Полушин: «Мы находим золотую середину: где-то даем возможность побаловаться, где-то наказываем»

Тренер самых маленьких динамовцев рассказал о тренировочном процессе и особенностях детей

— В августе был открыт набор детей 2015 года рождения. Сколько заявок поступило?
— Заявок поступило в районе 70. Сейчас у нас занимается 57 человек: кто-то закончил, кто-то перешел в другой коллектив, кто-то решил поменять сферу деятельности.

— То есть на начальном этапе никого не отсеивали, и все желающие приглашались на тренировки?
— Да, мы никого не убирали. До сих пор тренируются все ребята, кто начинал. Прекращают тренировки только по собственному желанию, мы никого не отчисляли.

— По каким критериям вы оцениваете детей? Когда ребенку 5 лет, сложно ведь что-то понять.
— Прежде всего, по заинтересованности ребенка в игре: будь то футбол, ручной мяч, сам хоккей. Если ему неинтересно, то мы делаем вывод о том, что у него меньше перспектив, нежели у того мальчишки, который искренне интересуется, кто бегает, забирает шайбу и забивает, проявляет активность. Здесь техника не важна, потому что некоторые ребята уже год на коньках стоят, занимаются дополнительно — можно сказать, накатанные. Кто-то только в сентябре встал. И оценивать по техническим характеристикам бессмысленно на перспективу, поэтому мы смотрим на желание играть. Есть дети, которые хотят играть во все игры, есть те, которые не хотят. Хоккей — это, прежде всего, игра.

— А есть случаи, когда ребенок не заинтересован, но родители продолжают его водить на тренировки? Может быть с вами как-то разговаривают.
— Конечно, есть. У нас есть штатный психолог Евгений Владиславович Лапин, который занимается с детьми. После общения с ним ребята уже перестраиваются и начинают играть в удовольствие. Бывает очень часто, что ребенок совсем не заинтересован, а родители пытаются что-то с этим сделать.

— Как строится тренировочный процесс: что делаете в зале и на льду?
— В зале мы непосредственно занимаемся больше координационными упражнениями, с мячиками работаем, играем в футбол. В основном работаем над ловкостью, координацией и гибкостью. На льду — это катание. В частности, через игру дети учатся кататься. Если мы будем уделять внимание больше техническим характеристикам и навыкам, то ребятам будет скучно приходить на тренировки. Половину занятия играем, половину — делаем упражнения.

— За сколько времени можно научиться кататься тем, кто до этого вообще не стоял на льду?
— В целом, прогресс появляется практически сразу. Дети сначала катаются со специальной  поддерживающей тележкой. По-разному происходит: кто-то уже через две тренировки сам справляется, кому-то неделя или две нужны для этого. Каждый человек по-разному предрасположен к адаптации к таким навыкам, как катание. В целом, понятие «научиться кататься» — очень обширное. И взрослые люди иногда дополнительно этим занимаются. Встать на коньки можно за одну-две недели.

— Сейчас занятия проходят в две группы. Дети распределены по ним по каким-то определенным критериям?
— Да, некоторые критерии имеются. Ребята, которые более активны в играх в зале и на льду, находятся сейчас в первой группе, мальчики, которые только встали на коньки или еще не поняли смысла игры — во второй.

— Как дела с дисциплиной, наказываете ли вы детей?
— Безусловно, наказываем. Без дисциплины никуда, да и дети есть дети. Но в целом, я считаю, что у нас с этим все нормально. Мы находим золотую середину: где-то даем возможность побаловаться, где-то наказываем.

— Что, на ваш взгляд, самое сложное в работе с такими маленькими ребятами?
— Я думаю, что самое сложное — найти общий язык и индивидуальный подход. Каждый ребенок особенный, у кого-то одни цели, у кого-то — другие. Кто-то искренне заинтересован в хоккее, кому-то нужно объяснить, как мыслить, делать упражнения. Каждому требуется индивидуально доносить: на кого-то, может, даже прикрикнуть, кому-то, наоборот, спокойно объяснить. Искусство тренера и заключается в том, чтобы одну и ту же информацию по-разному донести до всех детей.

— Как вам удается найти индивидуальный подход с учетом того, что детей очень много?
— Конечно же, одному это невозможно сделать. У нас каждую тренировку выходит минимум три тренера на лед, плюс дети разбиваются на группы по 25-30 человек, поэтому мы успеваем втроем это сделать.

— Случались ли в тренировочном процессе казусы?
— Пару раз детишки выходили с коньками на разную ногу: левый надевали на правую, правый на левую. Наверное, это самое забавное. Да и в целом — ребята много разных интересных историй рассказывают каждый день.

 

Партнеры и спонсоры школы